Главная » Ноты для баяна » хочу быть баянистом

хочу быть баянистом

Хочу быть баянистом

    Нельзя сказать, что для начального обучения баянистов у нас выпущено мало школ и пособий. Однако проблема заключается в том, что подавляющее большинство их составлены авторами, не имеющими достаточного опыта работы с детьми, а иногда и вообще не работавшими в начальном звене обучения. Вследствие этого нередко бывает, что верные в делом мысли приобретают для педагога ДМШ декларативный, умозрительный характер и мало чем могут ему помочь. Чаще всего такие издания педагог использует лишь как репертуарный сборник. Плодотворный опыт работы с детьми, сочетающийся с культурой и эрудицией, способностью к обобщению мыслей и фиксацией их в тексте — необходимые условия для педагога, который хочет создать по-настоящему действенное в современном учебном процессе методическое пособие. В баянной методике начального обучения таких работ чрезвычайно’ мало, тем выше ценность каждой из них для педагогов ДМШ.
    Недавно событием для нас стало издание пособия Г.Стативкина "Начальное обучение на выборно-готовом баяне". Не менее весомым вкладом в баянную методику является и публикация учебного пособия П.Серотюка "Хочу быть баянистом". Многолетняя практика работы в сельской музыкальной школе ставила перед П.Серотюком немало сложных и своеобразных задач. Решение одной из них и способствовало созданию им настоящей работы. Отсутствие в школе квалифицированного педагога по сольфеджио и понимание значения всестороннего развития слуха ученика привели автора к решению самостоятельно изучить специальную литературу, заняться поисками органичного синтеза слухового и моторно-двигательного развития ученика. Эта стратегическая проблема решалась П.Серотюком в тесной связи со спецификой баяна, что представляет, на наш взгляд, особую ценность данного пособия.
    Очевидны достоинства метода, связывающего воедино два предмета — сольфеджио и специальность. Инструмент осваивается на основе релятивной системы сольфеджио через наиболее распространенные "интонационные модели". Преимущества такого подхода заключаются в естественно задействованном пути формирования техники на основе слуховых представлений, в противовес повсеместно распространенному механическому способу освоения клавиатуры.
    Последовательность разделов пособия подчинена строгой закономерности усложнения "интонационных моделей". Художественный материал (детские песенки, народные мелодии, а также пьесы современных композиторов),помимо иллюстрации нужных автору интонаций, отличается яркой образностью. Автор считает, что приобщение ребенка к музыке должно начинаться с фольклора и простейших образцов современного музыкального языка.
    Нельзя не обратить внимание на удачно найденные игровые формы приобретения начинающими различных исполнительских навыков ("Эхо", "Догонялки" и др.). Интересно, что автор, уделяя большое внимание самостоятельной работе учащегося с аппликатурой, предлагает одновременно и оригинальную форму изложения аппликатурных вариантов, обозначенных не в самой пьесе, а в выписанном отдельно ее звукоряде.
    Думается, что внимательно изучивший пособие П.Серотюка "Хочу быть баянистом" педагог получит не только интересную и полезную для себя информацию, но и конкретный материал, который он с успехом сможет применить в своей работе.

хочу быть баянистом

СОДЕРЖАНИЕ

От автора ................................................................... 3
Часть первая
Воспитание чувства метроритма ............................. 7
Часть вторая
Раздел 1. Двухступенные мелодии (малая терция)
КОЛЫБЕЛЬНАЯ. Е.Теличеева............................... 14
У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ. Белорусская детская игра.....................14
ДВА КОТА. Польская детская игра........................ 15
НАСМЕШЛИВАЯ КУКУШКА. Австрийская народная песня .......... 15
ТРУБА И БАРАБАН. Д.Кабалевский .................... 16
"ЭХО" (игра по слуху) ........................................... 16
СЧИТАЛКА (досочинение) ..................................... 17
КОЛЫБЕЛЬНАЯ (импровизация) .......................... 17
Р а з д е л 2. Двухступенные мелодии (большая секунда)
КАК ПОШЛА ЛИСА. Русская народная песня ......................... 19
ДОН-ДОН. Русская народная песня....................... 19
СОРОКА, СОРОКА! Русская потешка ................... 20
ВЫЙДИ, СОЛНЫШКО. Украинская детская песня ............... 20
"ЭХО" (игра по слуху) ........................................... 21
ДРАЗНИЛКА (досочинение) ................................21
ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ (импровизация) ...................... 22
Раздел 3. Трехступенные мелодии (малая терция и большая секунда)
КОЛЫБЕЛЬНАЯ. М.Ройтерштейн ......................... 24
МАЛЕНЬКАЯ ЮЛЬКА. Словенская народная песня .............. 25
ЗДРАВСТВУЙ, УТЕНОК. Венгерская народная песня ........... 25
МАЛЕНЬКИЕ ЖАБКИ. Т.Шелиговский................ 26
"ЭХО" (игра по слуху) ........................................... 26
ПЕСЕНКА (досочинение) ....................................... 27
ТАНЕЦ (импровизация) ......................................... 27
Раздел 4. Трехступенные мелодии (мажорное трезвучие, интервал квинта)
ЕХАЛИ МЕДВЕДИ. М.Андреева ............................ 29
УТРОМ ВЫЙДУ. Болгарская народная песня ................ 29
ВОЛЫНКА. В.Маркевичувна .................................. 30
КОЛЫБЕЛЬНАЯ. И.Филипп .................................. 30
"ЭХО" (игра по слуху) ........................................... 31
СЧИТАЛКА (импровизация) .................................. 31
МАРШ (импровизация) ........................................... 32
ЗВУКОДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ......... 32
Раздел 5. Трехступенные мелодии (мажор, 1-3 ступени)
У КОТА. Русская народная песня .......................... 34
"ЭХО" (канон) ...................................................................34
ПРО ЕЖИКА .Болгарская детская игра................ 34
ХОДИТ ЗАЙКА ПО САДУ. Русская народная песня ............ 34
ОЙ, ЗВОНЫ ЗВОНЯТ. Украинская народная песня ...........35
КОЛЫБЕЛЬНАЯ. Итальянская народная песня .... 35
КОЛЫБЕЛЬНАЯ. Болгарская народная песня. Обработка Л.Козельчука ....... 36
"ЭХО" (игра по слуху) ........................................... 37
ПЕСЕНКА ПРО ДОЖДИК (импровизация) ......... 37
ТАНЕЦ (импровизация) ......................................... 38
ЗВУКОДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ......... 38
Раздел 6. Трехступенные мелодии (минор, третья ступень — "низкая")
ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ. Русская народная песня ........... 40
ДУДАРИК. Украинская народная песня ................ 40
ЩЕДРИК. Украинская народная песня
(по обработке НЛеонтовича) ......................... 41
ЧАСТУШКА (импровизация) .................................................42
Раздел 7. Четырехступенные мелодии (кварты и трихорд)
МЕДВЕЖОНОК. К.Мясков ..................................... 44
МЕДВЕДЬ. Г.Галынин ........................................... 44
МЫ С ПАПОЙ (песенка-упражнение) ................... 45
ТРИ МАЛЬЧУГАНА. Французская народная песня .......... 45
ПЕРЕПЕЛОЧКА. Белорусская народная песня .............. 45
ФЛЕЙТА И БАРАБАН. А.Томази .......................... 46
ТАНЕЦ. К.Орф........................................................ 48
КЛОУНЫ. Д.Кабалевский....................................... 48
"ЭХО" (игра по слуху) ........................................... 50
КОЛЫБЕЛЬНАЯ (досочинение) ............................. 50
МАЛЕНЬКАЯ ПОЛЬКА (импровизация) ............... 51
Раздел 8. Четырехступенные мелодии (1-4 ступени мажора и минора)
КАК ПОД ГОРКОЙ. Русская народная песня ....... 53
ВАСИЛЕК. Детская песенка ................................... 53
ЛАДУШКИ. Русская народная песня ..................... 53
ДЕД АЛЕКУ. Румынская народная песня .............. 54
ЗИМОНЬКА-СНЕГУРОЧКА. Я.Степовой.............. 55
НЕ ЛЕТАЙ, СОЛОВЕЙ. Русская народная песня . 55
СПИ, ДИТЯ. Аварская народная песня ................. 56
"ЭХО" (игра по слуху) ........................................... 56
ИГРОВАЯ (досочинение) ........................................ 56
ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ (импровизация) ............ 57
Раздел 9. Четырехступенные мелодии (верхний тетрахорд мажора и натурального минора)
ИГРА В ГОСТЕЙ. Д.Кабалевский. Слова И.Рахилло......... 59
ИДЕТ ДЕД. Украинская народная песня ............... 60
ИЗУЧЕНИЕ МАЖОРНЫХ ГАММ ......................... 61
ТРАВА МОЯ, ТРАВА. Русская казачья песня ....... 62
ПРО ЗАЙЧИКА. Л.Козельчук. Слова А.Барто ...... 63
ИЗУЧЕНИЕ ГАММ НАТУРАЛЬНОГО МИНОРА 64
"ЭХО" (игра по слуху) ........................................... 64
ТАНЕЦ (импровизация) ......................................... 65
ЗА РЕКОЮ ХОРОВОД (импровизация) ................ 66
Раздел 10. Пятиступенные мелодии (в мажоре и в миноре)
НА ЗЕЛЕНОМ ЛУГУ. Русская народная песня ..... 68
КОЛЯДКА. Русская народная песня ..................... 68
ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА. Русская народная песня ............ 69
ОЙ, ИЗ-ЗА ГОРЫ КАМЕННОЙ. Украинская народная песня (по обработке НЛеонтовича)....... 69
НОВОГОДНЯЯ ПЕСНЯ. Болгарская народная песня ................ 70
НАИГРЫШ ВОЛЫНКИ. Э.Човек .......................... 70
МОЙ КОЗЛИК. Латышская народная песня .......... 71
ФИНСКИЙ ТАНЕЦ. М.Раутио .............................. 71
ДУДАРИК. Украинская народная песня (по
обработке НЛеонтовича) ................................ 72
"ЭХО" (игра по слуху) .....................................74
ИГРОВАЯ (досочинение) ........................................ 74
ХОРОВОДНАЯ (досочинение) ................................ 75
Раздел 11. Пентатоника (в мажоре, в миноре)
ПЕСНЯ БАБУШКИ. Д.Файзи ................................ 77
ЩЕДРИВКА. Украинская народная песня............. 77
ВНИЗ ПО МИССИСИПИ (канон). Э.Сигмейстер ......... 78
ЗВОНИЛИ ЗВОНЫ. Русская народная песня. Г.Свиридов .... 78
"ЭХО" (игра по слуху) ........................................... 80
ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ (импровизация) ...................... 81
ТАНЕЦ (импровизация) ......................................... 82
Раздел 12. Шестиступенные мелодии (1-6 ступени мажора и минора)
ВЕЙ, ВЕЙ, ВЕТЕРОК. Латышская народная песня (по обработке АЛОрьяна) .......... 84
ЗАИНЬКА, ПОПЛЯШИ. Русская народная песня............. 84
СЫГРАЛ ПЕТУХ СВАДЬБУ. Литовская народная песня ............... 85
ПОДОЛЯНОЧКА. Украинская народная песня ..... 86
ШАРМАНКА. М.Марутаев......................................87
ПЕСНЯ. К.Орф........................................................ 88
"ЭХО" (игра по слуху) ........................................... 88
ВАЛЬС (импровизация) .......................................... 89
ЗАЙКА (досочинение). Слова В.Подвала ............... 90
Раздел 13. Семиступенные мелодии (мажорные и натуральные минорные звукоряды)
ЗИМОНЬКА-СНЕГУРОЧКА. Я.Степовой.............. 92
ХОДИТ СОНКО. Украинская народная песня. Обработка Л.Козельчука......... 92
ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН. Русская народная песня. Обработка Л.Козельчука .......... 93
Три пьесы из Школы М.Эллегаарда
1. ВАЛЬС ...............................................’... 93
2: ПОЛЬКА-ГАЛОП ................................ 94
3. ПОЛЬКА-ГАММА ............................... 94
ЗА ОКОЛИЦЕЙ. Русская народная мелодия. Обработка Л.Козельчука ....... 95
"ЭХО" (игра по слуху) ...............................................96
ХИТРЫЕ КОТЯТА (досочинение) .......................... 96
ПЕСНЯ КАПИТАНА (досочинение).
Слова А.Барто ................ .............................. 97
Раздел 14. Соединение различных интонационных моделей. Закрепление и расширение исполнительских навыков.
КАК ПОШЛИ НАШИ ПОДРУЖКИ.. Русская народная песня .................... 98
САВКА И ГРИШКА. Белорусская народная песня 99
ЩЕДРИВКА. Украинская народная песня ............. 99
В СЫРОМ БОРУ ТРОПИНА. Русская народная песня ...................100
АИСТ. Листовская народная песня ...................... 100
ВЕСНЯНКА. Украинская народная песня ............ 101
ОЙ, ВЕРБО. Украинская народная песня ............ 101
ВЕНГЕРСКАЯ ПЕСНЯ. М.Кашаи ........................ 101
ОЙ, ЧЕЙ ТО КОНЬ СТОИТ. Украинская народная песня ............. 102
НАСМЕШЛИВАЯ КУКУШКА. Австрийская народная песня ............ 102
НЕСЕТ ГАЛЯ ВОДУ. Украинская народная песня ...................104
МЕДВЕДЬ (сказка с песенкой). И.Стравинский .. 104
ГУЦУЛЬСКАЯ ПЕСНЯ ........................................ 105
У РУЧЬЯ. Болгарская народная песня. Обработка Л.Козельчука............ 106
Две украинские народные песни. Обработка Л.Козельчука
1.    ТУМАН ЯРОМ .................................. 110
2.    ВЕСНЯНКА ......................................110
АННУШКА. Чешская народная песня ................. 112
Часть третья
Технические упражнения ..................................... 115

bayan.pdf| 8167,32 Kб



Комментарии (3)
Анатолий # 15 января 2014 в 00:14 0
Большое человеческое спасибо Вам!!!!
Ирина # 15 января 2015 в 00:52 0
Огромное спасибо за ноты!!!
Ольга # 11 марта 2016 в 14:30 0
СПАСИБО!!!

← Назад