Главная » Ноты для гитары » Школа игры на шестиструнной гитаре

Школа игры на шестиструнной гитаре

Школа игры на шестиструнной гитаре - П.Агафошин

   Настоящая Школа может служить пособием для обучения в музыкальных училищах и школах, на курсах для взрослых, в самодеятельности. Кроме того, Школа, рассчитанная на использование отдельными любителями, желающими научиться играть на этом инструменте или повысить свой профессиональный уровень, может служить и самоучителем.
   Школа разделена на четыре части. В первой (подготовительной) части даются вместе с необходимыми общими сведениями самые элементарные навыки игры на гитаре, а также элементарные сведения по музыкальной грамоте.
   Во второй части развиваются технические навыки и музыкальный кругозор учащегося путем изучения целого ряда тональностей (пока еще в пределах первых двух позиций) на многоголосном материале.
  В третьей части Школы изучаются главнейшие позиции, и возможность игры расширяется до использования всего диапазона инструмента, а также разбираются различные мелизмы. Материалом этой части являются в большинстве этюды и пьесы высокого художественного уровня. ,
   В четвертой части рассматриваются специфические виртуозные приемы игры на гитаре и различные характерные штрихи. Материалом здесь служат пьесы концертного плана, высокого технического уровня и художественного достоинства.
Занимаясь по данному пособию, учащийся достигнет высокого уровня владения инструментом.

школа игры на шестиструнной гитаре

СОДЕРЖАНИЕ

От автора .................................................. 3
Краткая история гитары и ее современное
состояние .................................................. 4
Характеристика гитары ................... 4
Уход за инструментом. Струны для гитары . .    5
Устройство шестиструнной гитары ........    5

Часть I

Посадка, постановка рук при игре ................ 10
Строй гитары .............................................. 10
Приемы игры ...................... .    11
Упражнения 1-4 .................................. 11
Аппликатура первой позиции ................ 11
Упражнение 5 ............................ 11
Натуральные звуки первой позиции .............. 12
Упражнение 6 ...................    12
Нотная запись ................................. 12
Упражнение 7 ...................................... 13
Упражнения 8, 9 .................................... 14
Метр .......................................................... 15
Упражнение 10 .................................... 15
Во саду ли в огороде. Русская народная песня ....................... .    17
Венгерские народные мелодии. ............ 18
Со вьюном я хожу. Русская народная песня ................................................ 18
Паузы ................................... 18
Знаки альтерации .................................. 19
Упражнения 20, 21 ................................ 19
Ф. Сор. Этюд ................... .    20
Аккорды ...................................... 20
Упражнения на гармонические фигурации ...... 20
Точка ........................................................ 21
Упражнение 26 .................................... 21
Лига .................................. 21
Упражнение 27 .................................... 21
Сложные размеры .................................. 22
Ж. Ф. Рамо. Ригодон ................................22
Л. Бетховен. Фрагмент финала симфонии...................................................... 22
Ф. Сор. Этюд ........................................ 23
Упражнение 31 ......................... 23
Ф. Сор. Этюд ................................ 23
Упражнение на аккорды ...................... 24
Ф. Карулли. Вальс ................................ 24
Упражнение в форме пьески ............ 24
Д. Агуадо. Упражнение ........................ 25
Гамма ........................* • •    25
Упражнение 41 .................................... 25
Д. Агуадо. Тема и вариация . . *............ 26
Ф. Сор. Andante .................................... 26

Часть II

Исполнение гамм .................... 27
Упражнение 45 ..................   27
Исполнение аккордов ................. 27
Упражнения 46,^47 ................ 28
М. Джулиани. Этюд. Ор.ЮО № 1 ....... 28
Знак репризы . . ..................... 29
Д. Агуадо. Упражнение ............ 29
М. Джулиани Упражнение ........... 30
Д. Агуадо. Упражнения ............ 30
Упражнение 53 . . ................ 30
Интервалы ................................................ 30
Упражнение терциями .......................... 30
Ф. Сор. Этюд секстами ............................ 30
Упражнение на октавы .................. 31
JI. Бетховен. Прекрасный цветок .............. 31
Р. Шуман. Пьеска ..........................31
Гамма Соль мажор ...................................... 32
Упражнение 61 .................................... 32
Прием баррэ (Вагге) .................    33
Упражнение 62 ......................... 33
Д. Агуадо. Этюд .................................... 33
A.    Диабелли. Менуэт .............................. 34
B.    А. Моцарт. Вариация .............. 34
Ф. Сор. Менуэт ...................................... 34
Ф. Карулли. Маленькая пьеса для двух гитар ............................... 35
Упражнение 69 ................................... 35
Упражнение 70 ....................... 36
Упражнения для развития беглости пальцев правой руки .................................. 36
Вольты ............................................... 37
Ф. Сор. Этюд.Ор. 31 № 3 .......................... 37
Mascherada. Из старинной лютневой литературы ................................................ 38
Ф. Карулли. Пьеска для двух гитар .......... 38
Упражнение 78 .................................... 39
Ж, Леклер. Гавот. Фрагмент .................. 39
Упражнения .......................... 39
Гамма Ля мажор в одну октаву ...................... 39
Пяти- и шестизвучные аккорды .................... 40
Упражнение 82 ...................... 40
Д. Агуадо. Упражнения ................... 40
Л. Бетховен. Andante. Фрагмент II части V симфонии .............................. 40
Ж. Ф. Рамо. Менуэт ................................ 41
Ф. Карулли. Andante ............................. 41
Упражнения 89, 90 ................................ 42
М. Каркасси. Прелюд .............................. 42
Упражнение 92 .... ........................... 43
Д. Агуадо. Упражнения .................. 43
Упражнения 95,97, 98 ................. 44
Д. Агуадо. Упражнение .......................... 44
А. Диабелли. Марш ................................ 45
Упражнения 102,103 .................... 45
Д. Агуадо. Упражнение .......................... 46
Д. Агуадо. Тема и вариация ................ 46
Б. Барток. Пьеса . .......... ............. 46
Старинная английская песня. Из лютневой литературы XVI века ...................... 47
П. Чайковский. Французская песня. Из оперы "Пиковая дама" . ....................... 47
Л. Бетховен. Сонатина. Фрагмент .......... 47
Ф. Карулли. Larghetto ............................ 48
Упражнение 112 .................................. 48
Упражнение 113 .................................. 49
Д. Агуадо. Упражнение .......................... 49
М. Каркасси. Andante ................ 49
Д. Агуадо. Упражнение .............. 50
Р, деВизе. Менуэт ............... 50
М. Джулиани. Andantino .......................... 50
Упражнения 120,121 ................... 51
М. Джулиани. Этюд ................................ 51
Упражнения 124,125 ............................ 52
М. Джулиани.Пьеса. ОрЛ11. Фрагмент . .    52
Упражнения 128,129 ............................ 53
Ф. Шуберт. Квартет. Фрагмент гитарной партии .................................. 54
Пьеска. Из сборника для лютни XVI века ..... 54
П. Агафошин. Прелюд ............................ 54
Упражнения 136,137  ............................ 55
П. Агафошин. Прелюд . . ....................... 55
М. Джулиани. Larghetto .......................... 55
М. Джулиани. Этюд. ОрЛОО № 2 .............. 56
М. Глинка. Турецкий танец. Из оперы "Руслан и Людмила". Переложение П. Агафошина ..... 56
Мадригал. Из старинной лютневой литературы .................................................. 56
Пьеска. Из сборника для лютни XVI века . 57
Упражнение 144 . ............................... 57
К. М. Вебер. Романс для двух гитар .......... 57
Условное метрическое деление ............... 58
Упражнения для правой руки ........    58
Упражнение 148 ........................ 59
Синкопы . ................................................. 59
Ф. Карулли. Упражнение ........................ 59
Упражнение 150 ...................... 59
Стаккато ........................... 60
А. Диабелли. Скерцо............ . . 60
Р. Шуман. Солдатский марш. Из "Альбома для юношества" .................................. 60
Легато ................................. 61
Упражнение с применением трех видов легато ................................................... 61
Я пойду ли, молоденъка. Русская народная песня. Обработка А. Лядова ............ 61
Полноте, ребята. Русская народная песня    62 Ай, вополелипенька. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакова ... 62
А. Гречанинов. Лен ................................ 62
Сизый голубочек. Русская народная песня. Обработка П. Чайковского ............... 63
Гарбуз бхлий качается. Украинская народная песня. Обработка Н. Лысенко .......... 63
Татарская песня. Протяжная ................ 64
Упражнение для развития пальцев левой руки .................... 64
Упражнение 163 ........ ................. 64

Часть III

Позиции .................................................... 65
Расположение звуков в IV позиции ................ 65
Упражнения 165,166 . ......................... 65
М. Джулиани. Этюд Ор. 100 № 5 .............. 66
М. Каркасси. Этюд. Ор. 60 № 8 ................ 67
Расположение звуков в V позиции ................ 67
Упражнение 170 . ............................... 67
Упражнение 171 . ............................... 68
М. Джулиани. Этюд. ОрЛОО № И ............ 68
Ф. Сор. Этюд ....................................... 70
Татарская. Шуточная. Записана и гармонизована В. Морошкиным ................... 71
Уж как звали молодца. Русская народная
песня. Обработка Н. Римского-Корсакова ...... 71
М. Глинка. Гуде вюервелъми в пол* ....    71
Гитара в аккомпанементе............................ 71
А. Даргомыжский. Я вас любил. Романс .    72 Дж. Россини. Серенада. Из оперы "Севильский цирюльник" ....... 73
Расположение звуков в VII позиции ............. 75
Упражнения 180-182 ................... 75
Н. Кост. Этюд № 1.................. 75
Д. Агуадо. Этюд.................................... 76
Расположение звуков в IX позиции ........ 77
Упражнения 186,187 .............................. 77
Способы перехода из одной позиции в другую . 77
Упражнения 188,189 ............... 77
В. А. Моцарт. Менуэт .............................. 78
Упражнение четырех-, пяти- и шестизвучными аккордами ............... 78
М. Каркасси. Три этюда ор. 60
    1...................................................... 78
    2...................................................... 80
        3...................................................... 81
Н. Кост. Рондолетто .............................. 82
Смешанные размеры .................................. 83
Ой, да ты, калинушка. Русская народная песня . .............. 83
Ф. Шуберт. Вальс ....................... 84
Н. Паганини. Менуэт ............................. .85
Гаммы .............................. 86
М. Каркасси. Этюд. Ор. 60 № 1 ................ 91
М. Каркасси. Этюд. Ор. 60 № 14 ............. 92
Ф. Карулли. Два прелюда
    1........................................ 93
    2........................................ 93
М. Джулиани. Этюд. Ор. 100 № 13 ............ 94
Тремоло ............................... 95
Упражнение 206 .................................. 95
М. Каркасси. Этюд. Ор, 60 № 7 ................ 95
М. Джулиани. Три этюда ор. 48
    1........................................ 96
    2............................................... 97
    3...... .............................. 98
М. Каркасси. Этюд. Ор. 60 № 19 .......... 98
Ф. Сор. Этюд. Ор. 35,1 № 11 .................... 99
М. Каркасси. Два этюда ор. 60
1...................................................... 100
2.......................... .    101
Форшлаг........................................... 102
М. Джулиани.Пьеса. Op. 111. Фрагмент . . 102
Д. Агуадо. Этюд.................................... 103
М. Джулиани. Этюд. Op. 1, III № 7. Фрагмент ..................... 103
М. Каркасси. Этюд. Ор. 60 № 21 ................ 103
Й. Гайдн. Менуэт. Из сонаты № 13 ............ 105
В. А. Моцарт. Allegro ................ 105
Ф. Сор. Рондо ........................................ 106
М. Джулиани. Этюд ................................ 109
Ф. Карулли. Рондо для ,дуэта гитар .....    110
Глиссандо .................................................. 113
Упражнения 224,225 ............................ 113
Д. Агуадо. Allegro .................................. 114
М. Каркасси. Этюд. Ор. 6 № 20 ....................... 115
Группетто ................................................. 116
Упражнение 228 ...... . . . ............... 116
Ф. Сор. Менуэт. Op. 11 . М...................... 117
Ф. Сор. Тема ......................... 117
Мордент .................................................... 117
И. С. Бах. Менуэт .............................. 118
Флажолеты ........................................ 118
Обозначение флажолетов ............................ 118
Упражнение 232 .............................. 119
За реченькой яр хмель. Русская народная песня. Обработка А. Гречанинова .......... 119
Р. Шуман, Веселый крестьянин. Из "Альбома для юношества" ............. ............... 120
Н.Кост .Этюд ........................................ 120
Упражнение 236 ................ . 122
Трель ................ . . . ................. 122
М. Джулиани.Этюд. Ор. 100 № 17. Фрагмент 123 Ж. Ф. Рамо. Менуэт. Из Большой сонаты ор. 22. Фрагмент ............. 123
М. Джулиани. Этюд. Ор. 48 № 14 .............. 123
М. Каркасси. Этюд. Ор. 60 № 23 ................ 124
М. Джулиани. Этюд. Ор. 48 № 9 ....... .    125
Ф. Сор. Рондо. Фрагмент ........................ 126
М. Льобет. Прелюд ........ ............... 127
Д. Агуадо. Этюд .................................... 127
М. Каркасси. Этюд. Ор. 60 № 24 ................ 128
Э.Григ. Листок из альбома ................ 130
Э. Григ. Народная песня. Ор. 12 № 8 . . , . .    131
А. Скрябин. Прелюд. Ор. 11 № 17 ............ 131
Д. Агуадо. Менуэт .................................. 132
Ф. Таррега. Прелюд ..................... 132
Тремолируемые аккорды ............................ 133
Упражнение 251 .................................. 133
Упражнения на аккорды ...................... 134
Упражнения на арпеджио ...................... 135
Гаммы интервалами ..................... 136
Упражнения на терции ........................ 137
Упражнения на сексты.......................... 137
Упражнения на октавы . . ................... 137
Ф. Сор. Этюд. Ор. 35, II № 15 .................... 138
М. Джулиани. Два этюда ор. 48
    1......................................... 138
    2................................................... 139
М. Джулиани. Этюд .................... 140
М. Каркасси. Этюд. Ор. 60 № 22 .............. 141
Д. Агуадо. Этюд .................................... 142
М. Джулиани. Три этюда ор. 48
    1...................................................... 143
    2..................................... 145
    3.................................... 147
М. Джулиани. Прелюд. Ор. 83 ................ 149
Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля. Из оперы "Снегурочка" ........................ 151

Часть IV

Ногтевой способ звукоизвлечения ................ 152
М. Джулиани. Allegro. Из сонаты ор. 15 . .    152
Приглушенные звуки .................................. 157
Ф. Таррега. Прелюд ...... ................... 157
Каталонская песня. Обработка М. Льобета    158 Ф. Таррега. Воспоминание об Альгамбре. Этюд-тремоло ....... 159
Ф. Таррега. Полька ....................... 163
Л. Бетховен. Скерцо. Из сонаты № 2. Ор. 2 ..... 166
Ф. Мендельсон. Канцонетта ........ . 169
Й. Гайдн. Менуэт быка ........................ 173
В. А. Моцарт. Менуэт ............................ 174
И. С. Бах. Лур. Старинный танец ............ 177
Расгеадо и другие приемы игры ....................181
М. Каркасси. Испанский вальс......... 181
Ф. Морено-Торроба. Прелюд . .................183
Ф. Морено-Торроба. Сонатина. Часть I ... 185
Сложные флажолеты ..........................188
Э.Гранадос. Испанский танец №5  ....    188 X. Турина. Фандангильо. Аппликатура А.СеГовии. ................ 192
И. Альбенис. Легенда .................. 195
И. С. Бах. Фуга. Из скрипичной сонаты № 1 ... 199
Заключение . ...........................................204
Переложение П. Агафошина, А. Сеговии, Ф. Тарреги, М. Льобета.

gitara8.pdf| 9390,57 Kб



Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

 

Ахматова полное собрание стихов