Главная » Ноты для трубы » Пьесы и транскрипции для трубы и фортепиано

Пьесы и транскрипции для трубы и фортепиано

Пьесы и транскрипции для трубы и фортепиано

    Произведения для трубы, представленные в этом сборнике, принадлежат к числу сочинений, характерных для инструментальной музыки XIX века. На таких пьесах сформировалось и выросло не одно поколение высококлассных трубачей, составляющих гордость отечественной школы. 
   История исполнительства на трубе в Петербурге уходит своими корнями в далекое прошлое; она богата ярчайшими именами и достижениями. Деятельность таких корифеев как Вурм, Беме, Иогансон, Тронье, Гордон, Шмидт и других оказала огромное влияние на развитие отечественной школы. В дальнейшем их труды получили и мировое признание. За полтора века, прошедшие от основания Петербургской и Московской консерваторий, в России написано и издано огромное количество произведений для трубы. В конце XIX — начале XX века основой репертуара для трубы были переложения романсов, арий из опер, фрагментов балетной музыки. Большое число переложений принадлежит В. Вурму — одному из основоположников отечественной школы игры на трубе.        

   Вильгельм Вурм (1826—1904) — солист оркестра Мариинского театра, профессор Петербургской консерватории, был автором многочисленных этюдов, до сих пор составляющих основу петербургской школы. В своем композиторском письме В. Вурм опирался как на немецкую музыку, так и на оперную музыку итальянских композиторов, прежде всего Дж. Россини, В. Беллини и Г. Доницетти, а также балетную музыку Ц. Пуни. В таком же стиле написана пьеса, включенная в этот сборник - Каватина Л. Хинтце. Два других произведениях этого сборника — Ноктюрн П. Гертеля и Гавот Б. Годара — переложены и обработаны учеником В. Вурма профессором Александром Гордоном (1867—1942). В транскрипции для трубы эти произведения издаются впервые. А. Гордон одновременно был солистом балетного и дирижером сценического оркестров Мариинского театра, а также капельмейстером лейб-гвардии Финляндского и Преображенского полков. С1895по1942 год он занимал пост профессора Петербургской—Петроградской—Ленинградской консерватории, его имя первым из имен исполнителей на духовых инструментах занесено золотыми буквами на мраморную доску Петербургской консерватории.

   История сольного исполнительства на трубе в России отмечена творчеством двух ярких звезд Тимофея Докшицера и Сергея Накарякова. Их игра производит неизгладимое впечатление и вызывает колоссальный всплеск интереса к трубе — инструменту с богатейшими возможностями и средствами выразительности. Имея такие великолепные образцы для подражания, трубачи разного возраста и уровня подготовки найдут в пьесах этого сборника интересный и no- лезный практический материал. Хотелось бы остановиться отдельно на особенностях пьесы Дж. Хартмана "Фачилита". Она построена таким образом: после бравурного вступления, с большим количеством разнообразных фиоритур и короткой эффектной каденцией, следует простая и легкая тема танцевального характера с тремя вариациями. Между второй и третьей вариацией автор вставил минорную тему в характере романса, которую, впрочем, по желанию исполнителя можно ку- пировать. (В целом тема с вариациями, пусть и весьма отдаленно, напоминает знаменитый "Венецианский карнавал" Ж. Б. Арбана — вечную мечту для многих трубачей, часто несбыточную из-за последней архисложной вариации.)
   Весь материал для этой публикации взят из коллекции известного петербургского трубача, педагога и композитора С В. Болотина (1912—1994).
Б. Ф. Табуреткин

Пьесы и транскрипции для трубы и фортепиано

truba.djvu| 1771,88 Kб



Комментарии (1)
Александр # 17 сентября 2016 в 20:34 0
Спасибо!

← Назад